Воскресенье , 3 марта 2024

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Фильм «Сильный ветер» радикально отличается от других фильмов Миядзаки. Впервые за свою долгую карьеру Миядзаки решил отказаться от чудесной окружающей среды и обратил свое внимание на полный реализм. В своих предыдущих фильмах мастер затрагивал темы, связанные с реальной историей (Порко Россо, Принцесса Мононоке), но они всегда содержали много мистики, магии или глубокого символизма.

В «Сильном ветре» все совершенно иначе. Единственный «магический» эпизод фильма — сон главного героя, но в нем нет ни удивительных существ, ни даже невероятных явлений. В «Мечтах о небе и самолетах» герой Дзиро Хорикоси — будущий великий авиаконструктор, и все машины, которые он видит во сне, очень реалистичны: это самые первые машины, которые он видел в своей жизни.

Вообще, авиация в творчестве Миядзаки — это еще одна тема для исследования. Если вы внимательно посмотрите его фильмы, то заметите, что положительные герои всегда летают на правдоподобных и реалистичных самолетах, а антагонисты используют ужасающие устройства, чтобы подняться в воздух, разве что в страшных снах.

Фильм «Сильный ветер» — это биография знаменитости, инженера и создателя легендарных японских истребителей «Клод», «Зеро», «Рейден» и «Раппу». Вся техника, представленная в фильме, — это реальные самолеты, тщательно проработанные классической анимацией. Исключение составляет лишь Самолет аниме арт из первого сна Дзиро, который напоминает птицу и явно выполнен в пропорции A6m zero.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Большинство самолетов из снов Дзиро относятся к межвоенному периоду. Авиация как самостоятельная отрасль только становилась на ноги, воздушные перевозки осуществлялись на дирижаблях, а самой распространенной конструкцией самолета был биплан. Одним из пионеров авиации в то время была итальянская компания Caproni, созданная инженером и естествоиспытателем Джованни Капрони.

Компания «Капрони» была известна своими смелыми и инновационными проектами, многие из которых сегодня кажутся совершенно безумными. Джованни Капрони был одержим амбициозными и экстравагантными идеями. Хотя самолеты такого масштаба намного опережали свое время, легендарный авиаконструктор изо всех сил старался подчинить законы природы и создать настоящий «летающий дом». Итальянское выражение «капрониссимо» как нельзя лучше описывает масштаб проекта.

Компания «Капрони» одной из первых в мире наладила производство полностью украшенных бомбардировщиков. Их самолеты использовали Италия, Франция, Великобритания и даже США за рубежом. После войны необходимость в истребителях отпала, и многие бомбардировщики «Капрони» были переоборудованы в транспортные самолеты.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Во сне Джованни Капрони посвящает «Джиро» своему плану: переоборудовать бомбардировщики в гражданскую и транспортную авиацию. Он приглашает японского мальчика полететь с ним на роскошном авиалайнере. Этим самолетом становится знаменитый Caproni SA.48.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Са.48 был прежде всего уникальным самолетом. Он не просто путешествует, но и является двухуровневым авиалайнером. На первом уровне салона были организованы места для 17 пассажиров, а на втором — еще шесть. Огромные иллюминаторы обеспечивали отличный обзор, а роскошное убранство напоминало другие знаменитые вагоны того времени.

С Sa.48 связана одна из первых трагедий в истории пассажирской авиации: в 1919 году совершался рейс из Милана в Верону, когда самолет этой модели с двумя пилотами и 15 пассажирами потерпел крушение. Все находившиеся на борту самолета погибли. СМИ раздули скандал, поскольку это была одна из первых в истории катастроф, связанных с авиацией. Возможно, это стало одной из причин, почему SA.48 не был запущен в серийное производство.

В 1924 году к власти в Италии пришел Бенито Муссолини из фашистской партии, и страна снова встала на путь милитаризации, а для машиностроения это означало крупный военный заказ. Компания «Капрони» вернулась к строительству военных самолетов, и в 1929 году был завершен прототип одного из самых впечатляющих самолетов того времени.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

S. 90 был огромным бомбардировщиком с шестью двигателями, размахом крыла 46 м и способностью нести бомбовую нагрузку до 10 000 кг. На момент своего первого полета в 1929 году SA. 90 был самым большим самолетом из когда-либо созданных (размах крыла современного Ан-225 MRIA составляет 88 метров, т.е. в два раза больше, чем у 90-го).

По многим причинам военные отвергли проект, но нельзя также признать SA. 90 однозначным провалом. В отличие от многих амбициозных итальянских проектов, он хотя бы летал.

Судьба менее показных проектов компании была более успешной. Например, самолет, на котором летает в своих мечтах семья Джованни Капрони, — легкий бомбардировщик Caproni Ca. 73, созданный на базе коммерческого авиалайнера. По сравнению с гигантским Ca. 90 он не отличался размерами (размах крыла всего 25 метров), но имел отличные летные качества и более дешевое производство; Ca. 73 служил в итальянских ВВС и участвовал в боевых действиях в Северной Африке до 1934 года.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Рост милитаризма и расширение итальянской колониальной империи наложили свои требования и ограничения, но Капрони не забывал о своих невоенных проектах. Его мечтой всегда было создание трансатлантического авиалайнера, способного перевозить пассажиров на большие расстояния, и в 1921 году Джованни реализовал свой самый смелый и амбициозный проект. Он создал летающую лодку Caproni Ca. 60.

Ca. 60 уникальна по многим характеристикам, что примечательно даже для человека, весьма далекого от авиастроения. По своей конструктивной схеме это был трехместный триплан, оснащенный девятью двигателями мощностью 3000 л.с.; Ca. 60 должен был перевозить 100 пассажиров, а пилотировал это летающее чудовище экипаж из восьми человек.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

«Должен был» — ключевое слово в судьбе Са 60.

Первый полет стал последним для гигантского триплана. Он поднялся на высоту 18 метров, начал разваливаться на части и врезался в поверхность озера, где проводились испытания. Это уникальное событие было частично увековечено в кинохронике и на фотографиях. Разумеется, пресса широко освещала впечатляющий и невероятный проект Капрони. Авиация в первой половине 20-го века была самым прогрессивным направлением технического прогресса, сотни тысяч молодых людей по всему миру мечтали о небе. Для будущих авиаконструкторов, таких как Дзиро Хорикоси, Семен Лавочкин, Вилли Мессершмитт и многих других, Джованни Капрони стал кумиром и источником вдохновения.

В 1926 году, когда Капрони проводил мощные испытания Ca. 73 и других новых самолетов, молодой японец Дзиро Хорикоси окончил университет и поступил на работу инженером в компанию Mitsubishi, в то время огромный конгломерат и лидер японского машиностроения. японского машиностроения. Отдел аэронавтики Mitsubishi пользовался широкой автономией, и молодому и талантливому инженеру вскоре предложили важную и ответственную работу. Ему было поручено принять участие в создании самолета 1MF2 Hayabusa.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

В 1927 году Императорская армия объявила конкурс на создание нового армейского истребителя. Компании Mitsubishi, Kabasaki и Nakajima предложили свои модели. Mitsubishi представила моноплан 1MF2, созданный инженерами Shinshiro Nakata при участии Dziro. Во время испытаний 1MF2 разбился, превысив скорость пикирования. Командование армии было окружено. Для Mitsubishi это была болезненная неудача, но их участие в проекте Dziro рассматривалось как полезный и важный опыт.

Чтобы повысить квалификацию своих инженеров, Mitsubishi отправила Джиро и его коллегу Кило Корнса в Европу. Японские инженеры посетили авиационные заводы в Германии, Англии, Франции и даже прибыли в далекие США. Главной целью было перенять зарубежный опыт.

Надо сказать, что японцев часто не воспринимали всерьез. Мудрые и надутые западные гиганты не верили, что азиаты смогут наладить самостоятельное производство самолетов. Напротив, японцы не разубеждали европейцев, которые специально недооценивали их успехи в самолетостроении, и до конца тридцатых годов Запад не представлял, каким потенциалом обладает островная империя.

Гигантский самолет, который Гиро и Хонзо осматривают в Германии, — это Junker G. 38. Он совершил свой первый полет в качестве транспортного самолета в 1929 году. Всего было построено только два G. 38, но после прихода к власти нацистов они были мобилизованы в Люфтваффе и использовались в качестве мирного транспорта. Этот гигант (с размахом крыльев 44 метра) имел уникальную конструкцию. Двигатели, пассажиры, топливо и груз располагались на массивных крыльях. Рудиментарный фюзеляж должен был нести хвостовые перья.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Японцы не случайно проявили такой интерес к этой машине: компания Mitsubishi, основываясь на концепции G. 38, уже в 1932 году построила шесть бомбардировщиков Mitsubishi KI-20 (горящий остов, дзиро видит одну из своих мечтаний).

Вернувшись в Японию, Дзиро продолжил работать на Mitsubishi. После провала проекта армейского истребителя компания решила начать сотрудничество с Объединенным флотом Японии: в первой половине 20-го века японская армия и флот были, по сути, двумя разными организациями, имевшими правительственное покровительство и материально-техническую базу. В то же время не существовало независимых военно-воздушных сил как отдельного вида вооруженных сил. И армия, и флот имели свои собственные самолеты и издавали приказы.

С конца XIX века Япония вкладывала огромные средства в создание современных флотов. Эти усилия увенчались успехом в 1905 году, когда японский флот полностью уничтожил русскую Тихоокеанскую эскадру в печально известном Цусимском сражении; в 1920 году японский флот стал третьим по величине в мире после США и Великобритании, а по техническому оснащению и инновациям он во многом превосходил их. Японцы первыми осознали важность авианосцев для современной войны: в 1921 году был спущен на воду «Хосё», первый в мире корабль, специально спроектированный и построенный как авианосец.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Естественно, новые авианосцы требовали новых палубных самолетов.

На вооружении «Хосё» с 1929 по 1940 год состоял истребитель «Накадзима», модификация английского самолета. Благодаря западным технологиям «Накадзима» смог составить конкуренцию и своему конкуренту «Мицубиси».

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Полностью избавиться от конкурента «Накадзиме» не удалось. Mitsubishi последовала их примеру и пригласила инженера Герберта Смита и команду из семи британских авиаконструкторов. Результатом их работы стал палубный штурмовик Mitsubishi B1M1. Эта надежная машина получила боевое крещение во время конфликта с Китаем в 1932 году.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Однако дальнейшее его использование будущими иностранными специалистами было признано недопустимым. Углубление конфликта с Великобританией и США, сближение с нацистской Германией, интервенция в Китай и выход из Лиги Наций поставили Японскую империю на грань войны со своим бывшим союзником. Все англичане и американцы в первой половине 20 века рассматривали Японию как страну, которая сдерживала бы российскую экспансию на Востоке. В этих условиях японцы нуждались в стопроцентно японских самолетах. Они уже потратили огромные ресурсы на создание независимых от Европы верфей и теперь намеревались повторить этот опыт в авиации.

Гиро Хорикоси, который в то время уже пять лет работал в компании Mitsubishi, был выбран руководителем проекта по созданию нового поколения полностью японских истребителей. В отличие от своего предшественника, это должна была быть оригинальная японская машина с полной локализацией производства на архипелаге; проект Dziro назывался «Прототип 7» и был развитием идеи моноплана (в то время не все были убеждены, что будущее за однокрылыми самолетами). (в то время не все были уверены, что будущее за однокрылым самолетом).

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Для Японии создание авиации как таковой было связано с рядом трудностей. Одна из главных — отсутствие достаточного пространства для аэродромов и полигонов. В мультфильме есть эпизод, где показано, как самолеты передвигаются с помощью быков; в мемуарах Дзиро об этом действительно упоминается, но причина использования вьючных животных не в отсутствии транспортных средств, дорога к летному полю узкая и ухабистая, и быки не в состоянии обеспечить плавное движения, и не было опасности опрокидывания самолета.

Прототип 7 не соответствовал заданным требованиям и не был запущен в серийное производство. Однако военно-морские эксперты не стали винить Dziro в неудаче. Стало ясно, что причиной неудачи стало неправильно отредактированное техническое задание. Флот слишком настойчиво требовал легких истребителей, и Прототип 7 был уничтожен именно ограничениями будущей отвергнутой публики.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Джиро работал над созданием палубного истребителя, в то время как его коллега и друг Кило Конзе занимался проектированием бомбардировщика. Результатом их работы стал знаменитый Mitsubishi G4M, известный американцам как Betty. G4M использовался как бомбардировщик и торпедоносец, его главным преимуществом был огромный радиус действия (3700 км). Как и большинство продуктов Mitsubishi, G4M был создан для морской авиации, и его проект максимально отвечал потребностям объединенного флота, а не военных.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Для обеспечения максимальной дальности полета пришлось пренебречь другими характеристиками самолета, включая защиту экипажа. Бетти, к сожалению, была известна своей уязвимостью и получила от пилотов прозвище «легкая».

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Фильм заканчивается в тот момент, когда Джиро создает свой первый успешный самолет, Mitsubishi A5m (американцу, известному как «Клод»). Это не только поворотный момент в судьбе инженера, но и в истории Юго-Восточной Азии. Впервые Япония получила самолеты собственного производства, которые не только не уступали западным аналогам, но и во многом превосходили их.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

Первый полет Клод совершил в 1935 году, а через два года последовало крещение в китайском небе. Результаты превзошли самые смелые ожидания, и Клод никогда не оставлял китайским пилотам ни единого шанса, независимо от того, на каких самолетах они летали против японцев.

Самолеты в аниме «Ветер крепчает»

По мере того как бушевала китайско-японская война, императорская армия и командование Объединенного флота все больше убеждались в своей непобедимости. Неизбежная война с западными державами больше не пугала генералов и политиков.

Здесь мы подходим к моменту, который постоянно волнует всех англоязычных поклонников Миядзаки. Насколько морально приемлем фильм о человеке, чье самое главное изобретение принесло людям только смерть и страдания? Ведь если бы у Японии не было своей авиации в виде A5M и его преемника A6M Zero, войны могло бы и не быть.

На самом деле, это довольно абсурдное и наивное предположение. Неизбежность Второй мировой войны не была вызвана совершенством японской авиации, гением Дзиро Хорикоси или харизмой националистических политиков. Конфликт был естественным следствием развития мировой экономики в 19 веке, и виноваты здесь не только японцы.

На протяжении десятилетий люди восхищались немецким гением, создавшим танк «Тигр», самолет Junkers Ju 87 Stuka или знаменитую штурмовую винтовку MP-40. Это все еще возможно. Таким образом, обсуждение нового фильма в западной критике часто сводится не к его истинным художественным достоинствам, а к оскорблению Миядзаки, который не захотел сделать из героини коленопреклоненную позу раскаяния. Хаяо Миядзаки не ставил перед собой цель оправдать или осудить Дзиро. Это главное достоинство фильма.

На мой взгляд, это главное достоинство последнего фильма Хаяо Миядзаки и достойное завершение его карьеры.

Смотрите также

Как выбрать надежную и выгодную букмекерскую контору для ставок на спорт

Букмекерская контора — это место, где ставки превращаются в настоящий азарт. Здесь каждый любитель спорта …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *